Речь пойдет о чувственном восприятии, то есть воздействии слова на развитие и воспитание детей, с целью формирования у них стойкого душевного равновесия, реального восприятия окружающей действительности.
Любое слово, словно лекарство, может успокоить, особенно, ребенка, накормить, усыпить. Поддавшись уговорам, человек наоборот способен отказаться от лекарств или принимать то, что ему категорически не рекомендовано. Иначе, прежде чем сделать что-то, нужно выслушать и осознать, принимая решение к разным действиям сначала бы узнать, а каков результат и возможные последствия. Другими словами слово имеет наиважнейшее значение.
[bctt tweet=»Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.Ж.Ж. Руссо » username=»ValeriySemen»]
Некоторые особенности воспитания детей
Если взять это за основу, постоянно говорить поучительные теплые слова маленьким детям, начиная с рождения, то впоследствии очень много проблем, которые возникают у подростков, либо совсем не возникнут, либо их будет гораздо меньше.
Малышам перестали читать. Книжек для маленьких очень и очень мало. Чаще книжки мы сами заменяем, из-за отсутствия времени или нежелания читать, телевизором, включаем мультики. Добрых мультфильмов для маленьких детей мало, чаще зарубежные, с переводом, где герои очень агрессивны, с непонятными именами проявляют жестокость в своих действиях, перевод не может передать интонацию голоса героев.
Окружающий мир у детей должен познаваться через чтение книжек, стихов о современной их жизни, сказок, связанных с окружающей действительностью. Сейчас авторы детской литературы не пишут для маленьких, есть познавательная литература для детей чуть старшего возраста, когда их восприятие уже более осознанно. Пишутся произведения, которые уводят детей в мир фантастики, нереального, жестокого. У них слабо формируется душевная красота, чувство о том, что мир окружающий, прекрасен, плохо развивается. У детей слабая способность в одном предложении выразить словами то, как многолика окружающая природа. Словарный запас ограничен. Часто внушаемое ощущение недействительного, фантастического, приводит детей к трагедиям.
Они взбираются на крыши высоток и с легкостью расстаются с таким прекрасным на земле, жизнью. С раннего возраста начинают себя пичкать различными тонизирующими веществами, не задумываясь о последствиях. Этим пользуются нелюди и подсаживают подростков на наркотики.
Со словом, чтением связано и рисование. Чаще дети маленькие закрашивают карандашами готовые раскраски. Кубик это или квадратик с фигуркой чего-то или кого-то, ребенку пока все равно. А вот если взять зеленый листок не как картинку для раскраски, а в качестве наглядного предмета и попробовать его нарисовать. Изображая листок, нужно комментировать словами, отмечая, какое количество у него лепестков, сколько сосудиков его пересекает, для чего они предназначены, какие края у листочка. Если все это обозначить, то у детей зародилось бы совсем другое мнение о том же самом, чем просто раскрасили листок, как картинку.
Беседуя с одним из педагогов детского сада, услышал такую мысль, что дети должны больше играть, если они не наиграются в детстве, то это скажется отрицательно в последующей жизни.
Я считаю, что это только отчасти и то, совсем немного. Если только играть, то и в дальнейшем будут это делать, вся жизнь представится игрой, а это допускать нельзя. Дети, прежде всего, должны развиваться, познавать окружающий мир, который узнается в сравнении.
Каждое движение ребенка нужно пояснять словом, в том числе и игры. Допустим, прочитали книжку, где написано, что такой-то ребенок сделал неправильно или неумело, затем в общении, играх, на прогулке можно напоминать детям об этом.
Занятия музыкой тоже не отражают зарождения в детях музыкального творчества. Обратной связи нет. Детей знакомят с музыкой, распевая хором песенки. А если ребенок талантлив, а дети все талантливы. Я считаю, что нужно именно среди самых маленьких выискивать таланты и делать что-то, чтобы этот талант даже в условиях детского садика проявлялся. Таланты нужно с рождения находить и сопровождать на каждом этапе возраста, тогда появятся художники и музыканты, поэты, классики мирового значения.
На мой взгляд, зарождать устойчивую психику подросткам, начиная с маленького возраста, помогут библиотеки, особенно детские. Внимание к ним сейчас увеличивается. Нужно расширить штат работников детских отделов и привлечь их усилия на постоянную работу с детьми в детских садах. Можно привлекать их регулярно читать специально подобранные детские книжки, которые бы могли формировать у детей душевную устойчивость, благодаря пониманию красоты окружающего мира, доброту. Нужно, чтобы детей не влекло в мир призраков и фантастики, где все красиво и замечательно, а находить это в реальном мире.
Работу библиотек в этом плане нужно срочно перестраивать и вкладывать в это средства, они должны работать с детскими садами как одно целое, по крайней мере, детские отделы библиотек. Сейчас демография развернулась в сторону роста населения и нужно быть готовыми, чтобы не терять растущее поколение и воспитать в них желание созидать.
Библиотекам необходимо проводить творческую селекцию, находить детских авторов, которые в своих произведениях отражают перечисленные требования. Нужно, чтобы детям и их родителям с удовольствием хотелось читать и слушать эти детские книжки, где отражалась бы их настоящая повседневная жизнь. Слово должно выражать и отражать, укреплять и восстанавливать внутренний мир, психику ребенка, оно должно быть таким же необходимым, как витамины для полноценного здоровья. Книжки должны содействовать этому воспитанию.
В сравнении, что хорошо, а что плохо, не навязывая, делать именно то или иное, особенно детям, можно добиться хороших результатов. Нужно сейчас использовать повсеместно электронные книжки. Считаю, что это будет правильное решение. Классические произведения наших соотечественников, Пушкина, Есенина, Лермонтова, ценятся во всем мире, это будет всегда, не по причине только того, что за события описываются там, а как прекрасно словом они изложены.
Читая маленьким детям книжки, нужно представлять, что малыш воображает все прочитанное в своем сознании. Если читать будут в детском саду, то он будет приходить домой и пересказывать то, о чем им читали, а впоследствии сможет любое событие изложить.
Мы потеряли целое поколение подростков, которые вообще ничего не читают.
Если в школе их еще заставляют знакомиться с литературой в объеме программы, то вне школы все увлечены компьютерными играми, где все персонажи стреляют, убивают, скрываются от преследования. Телепрограммы для детей скудные, их очень мало, рассчитаны на то, что дети быстро взрослеют и должны ориентироваться на взрослую жизнь. Насмотревшись таких передач, подростки считают себя уже взрослыми, перешагивая прекрасную пору детства, когда их восприятие формируется. А перешагивать детство с не сформировавшимся сознанием нельзя. Дети рано вступают во взрослую жизнь и совершают порой поступки, не до конца, осознав последствия совершенного.
Хорошо понимая воздействие и значение слова на формирования психики маленьких детей, хочу обратить внимание их родителей, больше уделяйте своим чадам внимания в плане чтения детских книжек, особенно коротких стихов, рассказов и сказок, чтобы малышу не было скучно. Пусть он занят другим делом, но одновременно он может и слушать короткое поучительное и занимательное стихотворение о таком же малыше, как и он сам, либо коротко изложенную историю. Помните, что в развитии и воспитании детей вся ответственность лежит на родителях, не упустите свое дитя, увлекшись работой и заработком денег потом никакие деньги уже не смогут помочь.