Как помочь ребенку адаптироваться к школе

Первопричиной изменений в поведение ребенка родителям зачастую кажется сложная психологическая адаптации ребенка к школе, к учебному процессу. Родители, как правило, видят проблему

— в изменение привычного уклада жизни первоклассника, стресса в связи с появлением учебных нагрузок и новых людей, сверстников и учителей. Все это верно, но — лишь отчасти. Рассмотрев и поняв все аспекты жизни младшего школьника, родителям будет гораздо легче помочь ребенку максимально легко войти в новую среду и быть успешным в учебе и своей новой, социальной жизни.

Кризис семи лет

Трудности адаптации первоклассников связаны, прежде всего, с развитием личности самих маленьких школьников.

Дело в том, что кроме объективных обстоятельств, сам ребенок находится в возрасте, который признан отечественными психологами кризисным.

Так называемый «кризис семи лет» вызван не стрессом от начала учебной жизни, как таковой, а тем, как ребенок переживает новую для него систему отношений. Меняется его восприятие собственного места в мире. Этот возраст считают рождением «Социального Я» ребенка, и служит переходным периодом, отделяющим дошкольный возраст от школьного детства.

Временные рамки кризиса могут быть сдвинуты, он не наступает автоматически с первым сентября. Осознание нового вида деятельности может приходить постепенно.

Главной задачей родителей должно стать внимательное и дружеское отношение к ребенку: поддержание интереса и к учению и к игре, поощрение новых для ребенка интересов и мотивов.

Ребенок уже начинает утрачивать свою детскую непосредственность в поведении, прослеживается новая логика мышления, но остается и много типично детских проявлений — легкомыслие, наивность, детский эгоизм и разделение «на детей и взрослых».

От отношений в семье напрямую зависит адаптация детей к школе. В это время очень важно начать создавать равные, партнерские отношения. Для этого необходимо тонко соблюдать баланс властей, с одной стороны ребенок должен учиться выполнять свои обязанности и следовать принятому распорядку, с другой стороны необходимо предоставить ребенку возможность выбора и компромисс. На примере это может выглядеть таким образом: «Уроки ты должен сделать, но когда тебе удобно, сразу после школы или вечером — можешь решать самостоятельно».

Учение в школе становится для ребенка главным делом и основной деятельностью. В школе он приобретает и новый социальный статус. Современная система образования редко учитывает психологические особенности детей. И робким, застенчивым школьникам бывает довольно сложно прижиться в новом коллективе. Поэтому комфортная психологическая адаптация ребенка к школе становится заботой семьи. Большим везением стоит считать грамотного учителя начальных классов, который умеет правильно влиять на отношения детей друг к другу, и стимулировать в классе активность и доброжелательность.

Что делать если ребенка обижают

Первое реакцией родителей всегда становится защита своего чада. Но устраивать «разбирательства» со стороной обидчика стоит далеко не всегда. При правильном настрое, ребенок сам способен справиться с возникающими в школе ситуациями.

Ваша задача в этот момент принять сторону своего ребенка, не вызывая негатива к обидчику. Задавайте вопросы в дружеской манере, давайте ненавязчивые советы, призывающие к мирному решению. Ребенок должен быть уверен в поддержке родителей и готовности помочь ему решить возникшую проблему, но не готовность решать ее за него самого.

Детское сообщество отлично чувствует лидеров. И родителям нужно развивать уверенность ребенка в собственных силах – в этом случае адаптация детей к школе пройдет максимально безболезненно.

Очень важно, проявлять объективность по отношению к действиям младшего школьника. Излишняя критика, которую применяют родители, в попытках «строгого» воспитания может, бесспорно, привести к послушанию, но одновременно с ним будут развиваться неуверенность в себе, подавленность, чувство неполноценности. Завышать самооценку ребенка тоже не следует.

Для развития гармоничной личности следует создавать условия для повышения самооценки, без искусственного ее завышения. Создавая череду побед, ребенок обретет уверенность в собственной компетентности и значимости. Совместные занятия, помощь бабушкам, хорошая оценка, новые умения (секции, кружки, увлечения) помогут маленькому школьнику почувствовать себя важным и любимым.

Пятый класс, и снова стресс?

Следующим стрессовым моментом является переход от одной учительницы, привычной и знакомой, к учителям предметникам в пятом классе. Родители, как правило, тяжело переживают трудности адаптации пятиклассников, но не стоит паниковать из-за некоторого снижения успеваемости.

Дайте ребенку время адаптироваться к новой ситуации, и новому статусу «школьника среднего звена». Проявляйте искреннее внимание к ежедневной жизни ребенка. Но не стоит задавать «формальных» вопросов, которыми, к сожалению, грешат многие родители. Ежедневное: » Как дела в школе?» довольно быстро приведет к соответствующему ответу: «Нормально, ничего особенного». Спрашивайте о том, что вам действительно интересно.

Гармоничные партнерские отношения дома станут залогом равных, позитивно окрашенных, отношений с учителями и сверстниками. Семья вполне способна помочь преодолеть все трудности адаптации пятиклассников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вместе обо всем
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: